Подвиг святых отцов Церкви так называемого "золотого века патристики" состоял в "воцерковлении эллинизма" (прот. Г. Флоровский). Отцы Востока сумели истолковать Божественное Откровение в эллинских философских категориях, по преимуществу неоплатонических. Дерзновение отцов, пленявших гордые античные умы в послушание Христу, стремилось соединить казалось бы несоединимое - Иерусалим и Афины, Бога Откровения и Бога философов. Сами будучи почти всегда блестящими знатоками эллинской мудрости, отцы так называемой александрийской школы (от Климента Александрийского до св. Кирилла Александрийского и Псевдо-Дионисия) не просто победили языческую философию - они сделали ее "служанкой богословия". Богословие Церкви навсегда обогатило себя эллинской терминологией. С помощью этого, когда-то языческого, но чрез отцов воцерковленного, инструментария церковное сознание выковало догматическую систему - оружие против тринитарных и христологических ересей.
Но победа над эллинской мыслью оказалась не такой уж однозначной, если не сказать "пирровой". В церковную мысль, в церковное слово навсегда вошла "система". Необходимость непосредственного общения с Богом Откровения стала часто уступать место богословской (философской!) спекуляции, выродившейся в конце концов в схоластику (схоластика - "воцерковленный аристотелизм"). Компромисс в области мысли привел к эллинизации церковного учения, подобно как компромисс во взаимоотношениях с государством привел к такому странному симбиозу как "христианское государство". Афины подчинили Иерусалим. Они и всегда старались это сделать. С первых дней человеческой истории искушение диалектикой не оставляло человека. "Человека кашей не корми, а подай ему систему" (Л. Шестов). Многие незаслуженно забытые умы Церкви противились эллинизации, усматривали в попытках примирить Иерусалим с Афинами, начатых еще Филоном Иудеем, предательство, капитуляцию. Не подчинились игу философии, остались верны библейскому мышлению Ермий, Тертуллиан, Симеон Новый Богослов, сирийские отцы Церкви. В Новое время - Паскаль, Кьеркегор…
Но сегодня мы не знаем, была ли у отцов-александрийцев и каппадокийцев возможность выбора иного пути. За редким исключением (Ориген, бл. Иероним), они не владели еврейским языком. Поэтому их истолкование Писания - почти всегда истолкование Септуагинты или других греческих переводов. Как это ни удивительно, но отцами, в общем-то, не прочитан и богословски не осмыслен оригинал Ветхого Завета. Прочитать и истолковать еврейскую Библию - все еще не осуществленная задача Церкви. Имеющиеся на сегодня комментарии - чаще всего плод не библейского богословия, а европейской науки, то есть все того же эллинизма. Кроме того, они далеки от органического объяснения Библии, далеки от собственно толкования: все эти многотомные сочинения Велльгаузена, Делича, фон Рада, Лопухина - всего лишь исагогические комментарии, какое-то бесконечное, нудное "оцеживание комара".
Задача сегодняшнего библейского богословия - во-первых, прочитать еврейскую Библию на языке оригинала, во-вторых, дать адекватное толкование его. Но необходим экзегетический инструментарий.
В IV веке ведущим направлением в философии был, бесспорно, неоплатонизм (который часто считают вообще вершиной философии). Церковь не убоялась мудрости языческой, но в лице своих гениальнейших представителей одолела язычество его же оружием. Какое в наш век направление философии следовало бы считать ведущим? Не ошибемся, если хотя сколько-то еще живым назовем экзистенциализм. И не промыслительно ли, что именно экзистенциализм поставил во всей остроте на вид непримиримость библейского и эллинского типов мышления, Откровения и философии, Иерусалима и Афин (Шестов, Бубер, Розенцвайг, Левинас)? Экзистенциализм, ниспровергающий всю европейскую (то есть эллинскую) "научную" философию, ломающий кумир "системы", говорящий (после стольких веков!) опять о субъекте, а не объекте, берет начало в Библии. В Библии нет системы, и она насквозь экзистенциальна. Верное истолкование Библии не может не быть экзистенциалистским. И это значит толковать в Иерусалиме, не обращаясь за санкцией в Афины с их Академией.
Задача сегодняшней церковной мысли - воцерковление экзистенциализма. Экзистенциальный подход - лучший и, может, единственно верный в объяснении еврейского текста Библии. Ведь экзистенциальное чувствование и мысль - глубоко еврейские, чуждые системности, воспитанные на Откровении, а не на спекуляции, воспитанные на Книге. Когда-то иудеев и христиан на востоке называли "народами Книги".
Если в свое время великие отцы Церкви не испугались языческой философии, но обратили ее в христианство, то экзистенциализм - сегодняшнюю передовую мысль - и обращать почти не надо: корни его еврейские, даже библейские. Воцерковленный экзистенциализм будет стремиться не к холодно-отчужденному "Единому", но к Богу Живому, не ко "Благу", но к Любви.
Таким образом, видятся две основные задачи, стоящие перед современным библейским богословием:
Твердое усвоение языка и текста еврейской Библии, а также всего иудейского предания. По мудрому наблюдению современного библеиста Л. Буйе, мы коснеем в вопиющей непоследовательности: в полемике с протестантами о новозаветном Писании апеллируем к необходимости новозаветного Предания, а когда рассуждаем о Ветхом Завете, у нас глухо сказывается "протестантизм": мы забываем, что и Ветхий Завет не может быть адекватно воспринят вне контекста иудейского предания.
Воцерковление экзистенциализма. Истолкование Писания с позиций воцерковленного экзистенциализма позволяет взглянуть на Ветхий Завет не только как на кладовую пророчеств и прообразов, но как на вечно живое Слово Божие. Это будет взглядом изнутри традиции. Если мы захотим, чтобы Священное Писание стало живым Словом для современного человека, стоящего перед "последними вопросами человеческого существования" (Л. Шестов), мы более не сможем только лишь "хранить веру православную", подобно ленивому рабу из притчи о талантах. Хранение без приумножения - всего лишь зарывание. Освобожденная от эллинизма (т.е. от "науки" и философии) церковная мысль сможет ответить сегодня на искания растерянного и блуждающего человека. Экзистенциализм как анти-философия может помочь освободить мысль Церкви от долгого плена схоластики.
Только такое богословие будет способно поставить современного человека пред светом Откровения, пред Богом живым.
Прочитано 10292 раза. Голосов 3. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Ваши рассуждения интересны, но позвольте поделиться некоторыми краткими своими рассуждениями, после прочтения вашей статьи:
1. Во-первых, небольшое наблюдение. В вашей статье, в заключении которой призыв "...поставить современного человека пред светом Откровения, пред Богом живым" - есть много имен, но нет Имени, нет ни слова об Иисусе Христе...
2. Предлагая новый подход - "Воцерковление экзистенциализма" - во-первых, вы не уйдете от системы в богословии, просто это так сказать "нестандартная" система, и, во-вторых, так вы надеетесь, в частности, лучше понять "иудейское предание". Позвольте, это то, в немалой мере, благодаря которому иудеи и тогда, и сегодня не принимают Иисуса из Назарета как Христа Божия, как единственного Спасителя человечества?... И с какой целью, просто для того, чтобы избежать ситуации, когда "...у нас глухо сказывается "протестантизм"?..
Надеюсь на понимание.
Искренне,
Василий
Падо Андрей
2004-04-21 14:50:46
Ув.иерей Арсений!
Дело в том, что ветхое откровение дано только одному народу, т.е. имеет узко этнический характер.
И так же как мне например лично легче понять своего родного папку, который с детства кормил меня манной кашей,и на непререкаемый авторитет которого я опирался(Моисей), чем соседского паренька, который собрал группу молодых рыбаков и начал говорить,что моему родителю камни роднее,чем я из-за того,что я думаю одно, а делаю другое.
Все вехое откровение приноровлено к одному народу, к одной традиции, к одному укладу.
Воцерковлять-же экзистенциализм нет нужды, т.к. противоречие между личным Откровением и системой,возникающей,как необходимость охватить целое снято Спасителем. Как и любое дуалистическое противоречие, возникшее в результате потери целостности мира падением.
Святой Сергий
2006-11-18 18:48:20
Ув.св.отец: Вы правы, правы, правы - совершенно правы! Вы абсолютно правы - в оцерковлении экзистенционализма - первейшая задача сегодняшнего богословия, ведь "existentia" - это "Сущий-дающий-бытию-становиться", если разобраться; я думаю, задачу такого воцерковления несут в современном богословском мире (как это не парадоксально - и не прискорбно) Свидетели Иеговы (они свидетельствуют об этом Имени - "Сущий").
В присутствии Бога ходили Святые - а экзистенциализм толкует о Присутствии; бытиё - сущностная природа Бога - экзистенционализм толкует о нём; о воцерковлении экзистенциализма вещает твердь :) (светский экзистенционализм - это дорога в смерть).
Я думаю, задача стоит как задача _органического_, _органичного_ воцерковливания экзистенционализма - как задача органического, органичного воцерковливания экзистенциалистов, которых в сегодняшнем мире не мало.
Михаил Пушкарский
2010-01-05 20:03:55
Я считаю синодальный перевод Библии благословенным и вседостаточным даром и делом от Господа. Хорош, конечно, всесторонний подход к исследованию. Но главное - это знать духовную жизнь через откровение Святого Духа. Утешитель (Дух Истины)- это реальное обетование Господа Иисуса - это практически то, в чём совершается спасение. И в этом будет живое богословие.